Терскей Алатоо, маршрут 3 к. с., 2007 ТЯНЬ-ШАНЬ
 

ТЯНЬ-ШАНЬ

 
     Просмотров: 10151


ТЕРСКЕЙ АЛАТОО, МАРШРУТ 3 К. С., 2007

ФЕДЕРАЦИЯ ТУРИЗМА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
ТУРИСТКИЙ КЛУБ «МЕРИДИАН»


ОТЧЁТ
О ГОРНОМ МАРШРУТЕ ТРЕТЬЕЙ СЛОЖНОСТИ
в районе ЦЕНТРАЛЬНОГО ТЯНЬ-ШАНЯ
(хребет Терскей Алатоо),
совершенном в июле - августе 2007 г.




г. Пермь, 2007
1. Справочные сведения
2. План маршрута
3. Список группы
4. Общая смысловая идея похода (путешествия)
5. Итоги, выводы, рекомендации
6. Общая часть
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Паспорт перевала Котуртор
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Препятствия, определяющие категорию сложности маршрута
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Таблица высот и координат горного маршрута 3 к. сл. по Киргизии

Здесь можно скачать:
схему-хребтовку района (М 1:100000 (в 1 см 1 км), ~ 457 КБ) скачать

Справочные сведения

1. Федерация спортивного туризма Пермской области.
2.

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части, км Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
горный третья 122 19 13 19.07.2007 — 06.08.2007

3. Район: Центральный Тянь-Шань (хребет Терскей-Алатоо).
Нитка маршрута: г. Каракол – р. Барскаун - р. Дунгуроме Западная – пер. Джууку Зап. (Дунгуроме) (н/к, 3797 м тр.-ос. pад.) - лед. 138 - пер. Кама (1Б*-2А, 4294., лд. п/п) + в. Кама (1Б*-2А, 4527 м лд.-ск. п/п, восх.) - лед. 138 - пер. Останцовый (1Б, 4078 м лд.-ос. п/п) - р. Дунгуроме Восточная - р. Джууку – пер. Джууку (н/к, 3633 м) – сырты Арабель - пер. Охотников (1А, 4077 м ос.-тр. п/п) - р. Чунтор - пер. Чунтор (2А, 4443 м, сн.-лд. п/п) - лед. Котуртор - разведка пер. Котуртор – Иттиш I, II, III (2А, 4695 м сн.лд. рад.) - пер. Котуртор (2А, 4287 м сн.лд. п/п) - река Джууку - р. Джукучак – горячие источники «Джукучак» - гор. Каракол

4. Количество участников: 10 человек

5. Руководитель: Деменев Н.П., e-mail: demenev58@mail.ru

6. Отчет храниться в Пермской Областной Маршрутно-Квалификационной Комиссии.

7. Поход рассмотрен Пермской Областной МКК (159-00565630500)

План маршрута

Дни   Х.Д. ПУНКТЫ МАРШРУТА км Набор
День
19 июля
ПН   Выезд на поезде 306 Свердловск - Бишкек (14.09, время московское)   м+-
День 3
21 июля
Ср 0 Приб, в 18.31 (М)+ 2h. в г. Бишкек. Проезд до г. Каракол (400км)    
День 4
22 июля
Чт 1 Проезд до р. Барскаун - з. Донгуруме Зап. (2745 м 85 km)
Начало маршрута (2748 м). Подход по р. Дунгуроме (2960 м)
Тропа, дрова.
2 212
День 5
23 июля
Пт 2 Подход по р. Дунгуроме
Заб. на Пер. Джууку Западный (Дунгороме) (3797м н/к,тр.- ос.)
10 837
День 6
24 июля
СБ 3 Подход под ледник 138 (3823 м) 4 300
День 7
25 июля
Вс 4 Рад. выход пер. Кама (1Б*-2А, 4294м п/п) + в. Кама (1Б-А, 4527м ,п/п) 8 704
День 8
26 июля
Пн 5 Лед.138 - пер.Останцовый (1Б, 4078 м, лд.-ос. п/п) -р. Дунгуроме В.
Радиальный выход на пер. Джууку Зап. (н/к.)
14 255
День 9
27 июля
Вт 6 Р. Дунгороме В. - р. Джууку (8 км) - под. пер. Джуку (7 км.) 3349 м. 14 300
День 10
28 июля
Ср 7 Пер. Джууку (н/к, 3633 м) - сырты Арабель - пер.Охотников (1А, 4077 м, п/п) - р. Чунтор (3817 м) 15 728
День 11
29 июля
Чт 8 Пер. Чунтор (2А, 4443 м сн.-лд. п/п) - лед. Котуртор (4167 м) 11 626
День12
30 июля
Пт 9 Разв. пер. Котуртор-Иттиш I, II, III (2A, 4695 м, сн.-лд. п/п) - лед. Котуртор 7 528
День 13
31 июля
СБ 10 Перевал Котуртор (2A, 4287 м, сн.-лд. п/п) - река Джууку (2691 м)
Дрова
10 120
День 14
1 авг
Вс 11 Река Джууку - устье реки Джукучак
Дрова
18 -
День 15
2 авг
Пн 12 "Теплые ключи Джукучак" - Река Джууку - пос. Сару(1750 м) - гор. Каракол 7 -
День 16
3 авг
Вт - Каракол - переезд до г. Бишкек (на ночном автобусе, 400 км.) - -
День 17
4 авг
Ср - Выезд на поезде Бишкек-Свердловск в 05.57 (М) - -
День 19
6 авг
Пт - В 12.12 в Екатеринбург. Переезд в Пермь - -
      Итого 122 4610

Список группы

№ п/п Ф. И.О. Туристический опыт Обязанности
1 Деменев Николай Павлович
3*5 Г-Р, Памиро –Алай (3А-рук, 3Б уч. 2*6 П-Р Пр.Урал, Алтай 2*5 Л-Р, Прип.Урал, Баргузинский хр. Руководитель
2 Секалин Александр Сергеевич
1 Л-У Сев.Урал, 2 Л-У Сев.Урал (1Б –уч.) Ремонтник
3 Мамаева Ирина Валерьевна
3,4 Г-У, 6П-У Алтай 3А (уч.) Участник
4 Трушкова Надежда Анатольевна
1 Л-У, 2 Л-Сев.Урал 1А (уч.) Ответственный за питание
5 Казаков Алексей Васильевич
1, 2 Г-У Ц.Кавказ 1Б (уч.) Участник
6 Шишмаков Сергей Николаевич
5 Л-У, 5 П-У Кодар, 6 П-У Алтай, 3А (уч.) Участник
7 Харитонов Дмитрий Анатольевич
3,4 Г-У Фаны, 4 Л-У Пол. Урал, 6 П-У Алтай, 3А (уч.) Участник
8 Деменева Екатерина Николаевна
5 Г-У Терскей, 3 Г-У Алтай, 3А (уч.) Ответственный за аптечку
9 Калашникова Наталья Михайловна
2 Л-У, Урал, 2 Г-У Алтай, 1Б (уч.) Участник
10 Деменев Дмитрий Николаевич
1 П-У, 2 П-У Сев. Урал, 1Б (уч.) Участник

Общая смысловая идея похода (путешествия)

Наш горный поход третьей категории сложности проходил в рамках горного УТС Пермского края. Всего в горах Киргизии было пройдено 7 маршрутов. Наш маршрут предусматривал заезд из города Каракола по долине Барскауна под перевал Барскаун. Затем заход по реке Дунгуроме Западная с большим набором высоты до устья ручья с ледника 138. Затем следовала заброска на линейную часть маршрута на перевал Джууку Западный (1А, по классификатору). Далее следовала разведка района в. 4527 м – 4548 м. Было предусмотрено несколько вариантов. Исходя из снимков GOOGL была запланирована разведка перевала 4200 м – выход на Арабельские сырты, одновременно в разведкой в. 4527 м. После этого при наличии времени и хорошей походы рассматривалась возможность совершить кольцо через 2 перевала 1Б-2А к.сл. около в. 4548 м с выходом на реку Дунгуроме Западная. Также был предусмотрен вариант выхода к заброске более простым перевалом 1Б-2А в западном отроге в. 4548. После забора заброски шла линейная часть по реке Джууку, перевал Джууку (1А, по классификатору) с выходом на Арабельские сырты. Далее по реку Чунтор перевал на ледник Котуртор. Затем после разведки в. Иттиш (4808 м) перевал на ледник Ит-Тиш и через перевал Иттиш (1А) выход на реку Джууку и в пос. Сары.

Разработаны были запасные варианты движения в обход отрогов по Арабельским сыртам прямо на перевал Иттиш и выход с ледника Котуртор на Джууку. В Интернете сведений по перевалам найдено не было. В районе Джууку-Дунгуроме наших групп не было. Поэтому маршрут представлял первопрохождение малопосещаемого и практически неизвестного участка.

Итоги, выводы, рекомендации

Все участники группы ранее неоднократно ходили в составе разных групп с руководителем. Все без исключения, давно знают друг друга, а потому психологический климат в группе был благоприятным. Четверо участников ходили в прошлом году в «шестерку» пешую на Алтае.

Сроки проведения похода

Судя по многолетнему опыту, конец июля, начало сентября является оптимальным по погодным условиям временем для проведения похода на Центральном Тянь-Шане. В начале июля еще много снега, неустойчивая погода. В конце сентября возможны сильные похолодания.

В этом году погода была даже лучше типичной для Терскея. Поле обеда из-за активной инсоляции и глубокого снега (до 1м) становилось невозможно продолжать движение по ледникам выше 4000 м. Грозы были регулярно, но нам они помешали только один раз, на подходе к леднику 138.

Тактика прохождения маршрута

При заходе в район нами были запланировано сделать заброску на пер.Дунгуроме, он же Джууку Западный (по классификатору 1А, фактически н/к.), чтобы облегчить акклиматизационное кольцо. При подходе к лед. 148 нас прихватила мощная гроза, поэтому нам пришлось частично менять намеченные планы. После тщательной разведки мы решили в кольцо не ходить, а ограничиться акклиматизационным восхождением на в. 4527м (п/п, Кама, 2А) через перевал 4200 м (п/п, Кама, 1Б*-2А). С вершины великолепный обзор на сырты и Акшийрак. Далее вариантом через перевал 1Б-2А (фактически 1Б, п/п, Останцовый) на реку Дунгуроме Западная. После прохождения перевала Останцовый выяснилось, что мы правильно приняли решение не идти в большое кольцо. Заявленный северный ледовый склон с пер. ХХХ был 2Б-3А.

По долинам Дунгуроме и Джууку идут тропы, пасется скот. Поэтому затруднений движение не вызывало. Перевал Джууку фактически по прохождению только н/к. (по классификатору 1А). Далее тропа выводит на Арабельские сырты. На сыртах мы встретили охотника-киргиза и он нам посоветовал для сокращения пути перевалить через отрог между озером Чоколыкель и ручьем Чунтор. Они туда ходят на охоту на козерогов. Мы воспользовались советом и прошли этот довольно высокий (4077м, 1А) перевал. Великолепная обзорная точка, на широком плато перевала множество причудливых останцов.

Затем мы прошли заявленный перевал 2А с ледника Чунтор на ледник Котуртор (пер. Чунтор, п/п, 4443 м). Во время спуска с пер. Чунтор второй и третьей связки, первая сходила и посмотрела низкую седловину с ледника Котуртор к реке Джууку, так на всякий случай, оценили 2А-2А*.

И случай представился. При прохождении перевала с ледника Котуртор на ледник Иттиш выяснилось, что не все картинки GOOGL соответствуют действительности. Произошло наложение отрогов. Подъем по фирновому склону 45-50? вывел нас к вертикальному обрыву в метров 500 к леднику Иттиш. Решили из 2А не делать 3А. Произвели разведку еще двух седловин севернее, камнеопасно и не менее 3А. Вернулись на стоянку на леднике Котуртор. Было два варианта – обходить 35 км. по Арабельским сыртам на пер. Иттиш (н.к.), либо по просмотренной седловине на Джууку. Решили спускаться на Джууку.

Прошли красивый перевал Котуртор (2А, п.п, 4287 м) на Джууку. Затем по тропе - дороге вдоль Джууку до впадения реки Джукучак. Оттуда мы поднялись по дороге 7 км до горячих источников «Джукучак» и уже оттуда уехали на маршрутке в Каракол.

Пройдено 7 перевалов, из них 5 первопрохождений. Совершено два радиальных выхода 2А к.сл. на вершину Кама (4527 м п/в) и перевалы Котуртор-Иттиш I, II, III (4695м).

Время везде указано пермское, (Москва +2ч.), оно совпадает с киргизским.

Снаряжение

Нами использовалась две палатки. Спальники-комбайны были рассчитаны на 2*3 +4 человека.

Для приготовления пищи в безлесной зоне использовали бензиновые горелки. В лесу готовили на костре. У нас было с собой 2 горелки MSR, 10 литров бензина. Бензина осталось 3 литра, но погода была хорошая и готовили в основном на воде.

Еду готовили в кастрюлях- «шайбах», ставили сразу 2 горелки. По бокам укрывали всё стеклотканью, но нужно быть очень внимательным и осторожным , иначе можно допустить перегрев горелок. На группу из 10 человек, для приготовления чая и одного основного блюда, у нас уходило около одного часа времени.

При подготовке к походу, завхоз для приготовления на газу подобрал продукты требующие минимума времени при приготовлении (овсяные, ржаные, пшеничные хлопья), что значительно снижало расход газа. Для безопасного прохождения маршрута необходимо специальное снаряжение. Мы взяли с собой четыре верёвки 10мм*50м, 5 «френдов», 6 скальных крючьев, 8 ледобуров, расходные петли. Петли оставлялись в основном на спусках.

Каждый участник имел страховочную систему, 3 карабина, кошки, ледоруб, каску. Несколько замечаний по личному снаряжению. Каждый имел хорошие трекинговые кожаные ботинки с «фонариками». Для ранних выходов очень удобны светодиодные фонарики типа «Тика». Что касается одежды, то в условиях нашего похода лучше всего подошла бы одежда из тканей типа GORE-TEX. За отсутствием таковой мы использовали обычный капрон.

Обязательно все вещи в рюкзаке должны быть в водонепроницаемой упаковке. Очень хорошо для этой цели подходят гермомешки, применяемые в водном туризме. Немного тяжеловато, зато всё сухое.

Достопримечательности

В горах Терскея несомненно привлекателен район пика Иттиш. Очень красиво смотрится Арабельские сырты и Акшийрак.

По маршруту много прекрасных мест –озера реки Джуууки, Дунгуроме. Очень впечетляют водопады боковых притоков Барскауна.

Обязательно нужно выделить пару дней на отдых на озере Иссык-Куль. Посетите горячие источники Джукучак.

Подъезды, отъезды

Из Перми на скоростном поезде нужно доехать до станции Свердловск. По определенным дням ходит поезд Екатеринберг – Бишкек. У нас была договоренность с фирмой «Туркестан Трэвэл» о встрече, трансфере и оформлении необходимых документов. В Бишкеке нас встретил автобус и отвез на базу в Караколе. Затем мы на микроавтобусе заехали по реке Барскаун до устья реки Западная Дунгуроме. На выходе мы дошли до горячих источников Джукучак и оттуда уехали на рейсовой «Газели» до Каракола. От Каракола до Бишкека мы уехали на рейсовом автобусе. В Бишкек приехали рано утром и уже вскоре сидели в поезде Бишкек - Свердловск.

Контакты для заброски.

722360, Кыргызстан,Иссык-Кульская обл., г. Каракол, ул. Токтогула 273

Тел/Факс: +996392259896,+996392226489 Sergey Pyshnenko (Travel company "Turkestan")

В Бишкеке: +996312511560, E-mail: turkestan@karakol.kg

Фирма «Тянь-Шань Тревел». Координаты фирмы: 720042, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Щербакова, 127. Тел: +996 (312) 27-05-76. E-mail: tienshan@imfiko.bishkek.su, Web site: http://www.tien-shan.com. Общаться следует с Владимиром Бирюковым.

Общая часть

22 июля ходовой день 1
Город Каракол - р.Барскаун – р.Дунгуроме Западная
Ясно, +15°C Дождь, +10°C, сл.ветер Дождь, +10°C
3 км +212 м 1 час 00 мин.

12.45. Сегодня нам предстоит начать маршрут, с полной выкладкой.

Вчера вечером в 20.30 приехали в ночной Бишкек, где после часовых поисков нашли автобус «MERSEDES», который согласился отвезти 3 наших группы сразу до турбазы от фирмы “Туркестан-Тревел” в Караколе. Жаль, что ночью проехали красивые места (Бомское ущелье и т.д.). Рано утром искупались в Иссык-Куле. В Каракол приехали уже в 7.00, поставили палатки на территории фирмы. Утром подъем в 9.45, сборы (наконец-то все влезло в рюкзак, после оставления личных вещей на базе), и заезд на микроавтобусе в верховья р.Барскаун (1ч.30 мин.) по хорошей дороге до устья р. Дунгуроме Западная. Это самый мощный левый приток Барскауна. Здесь высота уже 2748м. по GPS и 2745м. по генштабовской карте и уже чувствуются первые сиптомы гипоксии - кислорода-то меньше.

Фото 1. Упаковка рюкзаков у устья реки Дунгуроме Западная.

Сделали небольшую разведку, тропа идет по обеим сторонам реки, по левому лучше. По правому сразу уходит на скалы, там нужна подстраховка веревкой при движении с тяжелыми рюкзаками (по словам киргизов). Как потом оказалось, все-таки надо было идти по правобережной тропе. Тронулись в 14.15, все затянуто облаками, изредка накрапывает дождь. Идем медленно, разрабатываем ноги, проверяем кроссовки на скольжение. Рюкзаки достаточно тяжелые, поэтому стараемся не травмироваться. Две ходки по 20 мин. и по осыпи выходим на хорошую конную тропу, но она тут-же переходит на правый берег. Киргизы ездят на лошадях и для них этот брод не имеет значения. Ширина реки метра 3-4, но поток сжат в ущелье и вброд, после дождей лучше не соваться. Глубина, на взгляд 60-70 см. Поэтому решаем идти по козьим тропам вдоль реки, повыше падение русла меньше, можно найти переправу. Склон довольно крутой, зарос тянь-шанской елью с густым подлеском, движение затруднено. Много колючих кустарников с романтическим названием «Верблюжий хвост». Пошел дождь. Туман. После перехода в 20 мин. сделали разведку. Повыше река разливается и можно перескочить по камням. Решили ставить лагерь, а утром, по меньшей воде организовать брод. Собрали дрова, долго разжигали костер. Пришлось выкладывать камнями и мхом места под палатки. Постоянно идет сильный дождь.

Фото 2. Движение по левобережному склону реки Дунгуроме Западная.

23 июля ходовой день 2
Движение вдоль реки Дунгуроме Западная
Туман, дождь, +10°C Туман, +10°C, сл.ветер Туман, +10°C
10 км +837 м 5 час 50 мин.

Подьем дежурных в 5.30 утра. Туман, накрапывает дождь. В 50 метрах выше лагеря устроили переправу по камням. Затем с большим набором высоты пошли по сырым глинистым тропам по правому берегу. Идем медленно, давят рюкзаки, чувствуется что уже прошли 3000м. За три ходки по 30 мин. вышли к левому притоку из под вершины 4672м. Перешли по камням. Погода улучшается, но горы в облаках.

Фото 3. Движение по левобережным тропам реки Дунгуроме Западная.

Еще три ходки по 30 мин. и в 12 часов остановились на обед на альпийских лугах, не доходя 1 км. слияния ручья из-под перевала Дунгуроме и с ледника 138. Погода улучшается, виден путь подьема на перевал. Решили поставить лагерь и сделать запланированную заброску на перевал Дунгуроме.

Фото 4. Вид на перевал Дунгуроме (н.к.) с запада. Фото 24.07.2007 г.

Погода переменчивая, туман. Оставили девушек и Диму Харитонова ставить лагерь, забрали заброску и по левой стороне ручья, по заросшим моренным валам пошли вверх. Две ходки, видимость метров 50-100, изредка накрапывает дождь. Вышли к слиянию ручьев. Достали карту. После ориентировки стало ясно, что мутный и более мощный ручей бежит с лед.138. А с северо-востока впадает прозрачный ручей из-под перевала Дунгуроме. Кругом много троп, в тумане пасутся лошади. Перепрыгнули ручей по камням и с небольшим набором высоты пошли под перевал. Две хорошие ходки по 45 мин. и вышли к снежнику, из него течет ручей. Тропа часто теряется на каменных завалах. Еще за 20 мин. вышли на широкую седловину перевала. Ветер, туман. Слева по ходу увидели гряду больших камней, в ней спрятали заброску, забили точку на GPS и за два 30 мин. перехода быстрым шагом вернулись в лагерь.
24 июля ходовой день 3
Движение вдоль реки Дунгуроме Западная до лед. 138. Разведка л. 138
Туман, дождь, +10°C Туман, +10°C, гроза Ясно, +15°C
5 км +300 м 3 часа 40 мин.

Подъем дежурных в 5.30 утра. Всю ночь шел дождь. С утра погода получше, появилась видимость. Вышли в 7.30 часов. Три ходка вдоль ручью к леднику 138 по 30 мин. Идем не торопясь, акклиматизации еще нет. Открылся главный хребет Терскея, с него свешиваются ледники, глаза привычно начинают искать перевалы. На взгляд все 2Б-3А.

Фото 5. Вид на юг на хребет Тескей Алатоо с ручья ледника 138.

Сзади развертывается панорама отрогов Терскея. У нас эти отроги только на картах масштаба 1 км. Сведений о пройденных перевалах нет.

Фото 6. Вид на долину реки Дунгуроме Западная с подъема вдоль ручья лед.138

Слева по ходу конгломератные морены вынудили нас перейти на правый берег ручья. Постоянно идет набор высоты, часто ходим серпантинами. Выбирая заросшие травой участки. Еще 2 ходки и стали на обед. Вода в ручье мутная, с сильной белой примесью, дали немного отстояться и процедили. Во время обеда сделали разведку дальнейшего пути. Через два часа продолжили движение. Еще ходка и мы оказались на правобережной морене. Слева, по ходу виден осыпной перевал. Это был наш запасной вариант, и как оказалось основной перевал Останцовый (1Б).

Фото 7. Вид на подъем пер. Останцовый (1Б) с правобережной морены ручья л.138. Отмечен путь подъема на перевал 26 июля.

Справа, по ходу морена упиралась в скалы, а за ней виден был ледник 138. И вдоль левого борта просматривался путь подъема на ледник. Поэтому перешли через ручей и вышли за 20 мин. на левобережную морену. В это время с Иссык-Куля по долине Барскауна пришла гроза. Выглядела она очень внушительно. За левобережной мореной увидели озеро с удобными площадками. Быстренько разбили лагерь. Ширина ручья до 15м., глубина до 30 см.

Фото 8. С Иссык-Куля идет мощная гроза.

Гроза продолжалась минут 40, но какая-то странная. Грома и молний было много, дождя совсем не было, чуть-чуть летела крупа. После грозы выглянуло солнышко, но тучи висели над Барскауном. Решили сходить в разведку на ледник 138. Подъем по гребню морены, примерно 30 минут и затем гладкий лед. В это время снова пришла гроза, быстренько сбежали вниз. Снова только крупа. Решили в этот день дальше не ходить.

Фото 9. Лагерь у ледника 138.




25 июля ходовой день 4
Подъем на пер. Кама(1Б-2А, п/п) – вершина Кама (2А, п/в, 4527 м)
Ясно, +2°C Ясно, +10°C Ясно, +15°C
8 км +704 м 4 часа 00 мин.

Фото 10. Вид на восток на седловины не пройденного перевала 6, со средней части лед.138.

Фото 11. Вид на север при движении по леднику 138. Отметка Х4078 –перевал Останцовый, 1Б.

Подъем дежурных в 6 часов. Через полчаса общий, сегодня идем на разведку узла в. 4527 м. Решили варьировать график, так как отстаем на полдня. За 30 мин. по средней морене поднялись к леднику 138. Крутизна 30-35?. Выход на ледник – гладкий крутой ледовый склон около 50м., длиной 8-10 метров. Нижняя половина ледника 138 (около 1 км длиной, открытый лед.). Одели кошки и за 30 мин. подошли к началу снеговой линии. Достали веревки, связались. Ледник пологий, около 15?. Связками 4,3,3 пошли в направлении на юг хорошо видимого перевала 4 (далее по схеме G2 из GOOGL). На восток видны 2 седловины перевала 6, северная седловина проще, примерно 1Б- 2А.

Фото 12. Вид на седловину перевала Кама, группа готовится к движению в связках.

Фото 13. Подъем к ключевому участку. Третий участник страхует второго в небольшой трещине. Первый принимает второго.

На юг хорошо видна седловина перевала Кама (как мы его решили назвать). Примерно через 300 метров от начала снега появились закрытые трещины, идет перегиб ледника. Снег ночью замерз плохо и почти не держит. Приходиться тропить, проваливаясь до 30 см. Выше начали проваливаться глубже, попеременная страховка при переходе через трещины. Взяли вправо, по ходу, вдоль склона меньше трещин. За два 30 мин. тяжелых перехода подошли к перевальному взлету высотой метров 150, крутизна в верхней части до 45-50?, твердый фирн. С попеременной страховкой через ледорубы подошли к ключевому участку, он длиной около 40 метров, вверху на перегибе просматривается трещина. Первый, со страховкой на передних зубьях по льду, вышел наверх и закрутил ледобур. Первая связка на жумарах, по очереди начала подъем. Подошли 2 и 3 связки, не стали ждать. У них первые вышли вверх в метрах 20 от нас и тоже повесили перила.

Фото 14. Подъем по ключевому участку первого в связке.

Фото 15. Вид на Арабельские сырты и язык ледника с пер. Кама. Снято на юг при подъеме на в. 4527 (Кама).

После выхода к трещине ледник сильно разорван, трещины шириной по 5- 7 метров, мостов мало. До седловины остается еще метров 300, глубина тропления снега 20-30 см. Мокрый снег, мосты держат плохо. С попеременной страховкой через трещины пошли на юг. За 20 мин. вышли на широкую и плоскую снежную седловину. Перед нами внизу полого уходит ледник, внизу сырты и озера. Через широкую долину Арабельских сыртов виден Акшийрак. С востока спускается с вершины 4527 крутой скально-снежный склон. Ниже он выполаживается и заканчивается небольшим скальным гребнем. За 10 минут подошли к гребню. Признаков тура нет. Сложили тур, написали записку, измерили высоту по GPS -4294 м. Назвали перевал Кама. В это время подошли остальные связки, долго фотографировались и ели шоколад.

С широкой седловины спуск на юг не виден, он ведет по гладкому леднику, на взгляд, лучше спускаться вправо на осыпь и обходить язык ледника.

Фото 16. Вид на северную часть седловины перевала Кама(2А) от тура. Вторая и третья связки проходят зону трещин на перегибе.

Фото 17. Группа у тура на седловине перевала Кама.

После отдыха начали подъем по снежно-фирновому склону на восток к вершине 4527м. (Кама) вдоль скального гребня. Крутизна 30-35 гр. Через 200 метров подъема обошли скальный гребень и вышли к осыпному склону. Сняли кошки, развязались и начали подъем по средней осыпи, крутизной 30-35 гр. Подъем по высоте примерно метров 300. Затем склон становится комбинированным – участки фирна и выходы скал. Снова связались и в кошках начали подъем. Крутизна примерно такая же. За час поднялись на вершину. Большая снежная шапка, наверху снежная площадка 50 на 30 метров. В сторону перевала 6 ведет узкий снежный гребень с карнизами на восток. Решили на перевал не ходить. Тур построили северо-западнее вершины, ниже 20 метров, на склоне. По GPS высота вершины 4545м. С нее великолепный вид на юг. Виден весь Акшийрак.


Фото 18. Подъем по скально-осыпному склону на вершину Кама.

Фото 19. Вид на север с северного склона пика Кама (4545 м) на седловину пер.6. Чуть дальше – не пройденный перевал 8 (2Б-3А) по G2 на реку Дунгуроме Восточная.

Фото 20. Первая связка на вершине Кама (2А, 4545 м по GPS). Под нами Арабельские сырты с озерами. Вдали западная часть массива Акшийрак.

Фото 21. Группа у тура вершины Кама(2А, 4545 м. по GPS). За спиной северные отроги Терсей-Алатоо, район долины рек Дунгуроме Западная- Восточная.

Фото 22. На вершине Кама. На заднем плане – Арабельские сырты.

На вершине устроили фотосессию, долго снимали панорамы. Вид на восток и запад ограничен вершинами Терскея. На север хорошо видна долина Дунгуроме и высокие вершины за ней. Через полчаса эйфории начали спуск обратно. Следов пребывания людей на вершине не обнаружили. Снова связки, затем раздельный спуск по осыпи. Снова связки на седловину перевала. И обратно по своим следам. Закрутили ледобур, дюльфер 30 метров. Последний с седловины ушел с нижней страховкой через ледоруб. В лагерь спустились за 1.5 часа.
26 июля ходовой день 5
Перевал Останцовый (1Б, п/п, 4078 м лд./ос.) – река Дунгуроме Восточная
Ясно, +10°C Пасмурно, +5°C Туман, ветер, дождь, +5°C
14 км +255 м 5 часов 40 мин.

Фото 23. Отдых при подъеме на перевал Останцовый, камнеопасный участок проходится с наблюдением и по очереди.

Фото 24. Вид на юг, на пер. Останцовый

Дежурные подъем в 6 утра. Выход в 7.50. Из базового лагеря перебрели на север ручей с ледника 138. Ширина метров 15, глубина до 20 см. Затем подъем 50 метров по крутому конгломератному склону на гребень морены и подход за 30 минут под перевал Останцовый (1Б, фото 7). Мелкая крутая осыпь. Камнеопасно. Решили идти слева, вдоль скал, обходя мелкие скалки. Движение плотной группой. Каски обязательны. За 40 минут поднялись до середины взлета.

Еще 30 минут подъема вверх и наискосок налево, по ходу, с выходом на седловину перевала. С седловины отличный вид на юг, на район в. Кама – пер. Кама.

На север ледник к реке Дунгуроме Восточная. Следов пребывания туристов не обнаружили. На седловине эффектные останцы. Решили назвать перевал Останцовый (1Б, п/п, 4078 м снежно-осыпной).

Фото 25. Красивая скала на перевале Останцовый над долиной ледника 138. Фото 26. Спуск по безымянному леднику к реке Дунгуроме Восточная. На заднем плане – перевал Останцовый (1Б). Фото 27. Вид на северный склон перевала 8 (по G2) с безымянного ледника.

После 15-минутного отдыха начали спуск на север на безымянный ледник к реке Дунгуроме Восточная. Небольшой 50 метровый осыпной склон крутизной до 35? неожиданно выводит на лед, покрытый осыпью. Движение плотной группой. Разгоняться не следует. Затем начинается мягкий фирн и через 200 метров открытый пологий ледник. По нему можно идти без кошек. Справа по ходу через 20 минут открылся северный склон перевала 8, который был у нас заявлен как один из вариантов. На фото из GOOGL он смотрелся гораздо проще. По визуальной оценке не менее 2Б.

Фото 28. Вид на пер. Дунгуроме с востока.

За 40 минут спустились к языку ледника. По левому борту бежит мощный ручей, а сам ледник круто обрывается моренам. Ушли влево и по средней и крупной осыпи продолжили спуск к реке. Еще 30 минут, и мы вышли к Дунгуроме Восточной. Ширина реки метров 5, глубина 20-30 см. По левому борту идет тропа.

Оставили четверых участников готовить обед, и пошли за заброской. Движение по тропе, встречаются сазы. За 35 минут дошли до заброски. Разобрали ее по рюкзакам и за 20 минут вернулись. В это время пошел дождь, сильный туман. После отсидки, обеда перепаковали рюкзаки и по левобережной тропе пошли вниз к слиянию с рекой Джууку. Идет мелкий дождь, туман. Две ходки по 30 мин. и тропа пропадает. По карте в этом месте она переходит на правый берег. Перебрели через ручей, глубина до 30 см., ширина до 10 метров, сильное течение.

Фото 29. Вид на долину Дунгуроме Восточная с подъема на перевал Дунгуроме. Справа – язык безымянного ледника с пер. Останцовый.

Фото 30. Брод через реку Дунгуроме Восточная.

После переправы пошли по правому берегу, тропа идет над каньоном. Туман, ветер, дождь. Через 35 минут дождь усилился до ливня, загрохотал гром. Достали полиэтилен, укрылись на отсидку. Видимость метров 10. через минут 30 ливень поутих и в разрывах тумана ниже нас в 200 метрах мы увидели красную палатку. Быстро сбежали к ней. Оказалось трое киргизов, двое швейцарцев идут конный маршрут. Встали рядом. Под сильным дождем натянули тенты и под ними ставили палатки. Вскоре шумели примуса, все переоделись в сухое. Жизнь налаживалась.

27 июля ходовой день 6
Вдоль реки Дунгуроме Восточная – подъем вдоль реки Джууку
Ясно, +15°C Пасмурно, +5°C Туман, ветер, гроза, +5°C
14 км +300 м 6 часов 45 мин.

С утра ясная погода. Подъем дежурных в 6.30. В 7 часов – общий. Быстро собрали сырые вещи и по правобережной тропе пошли высоко над рекой вниз. Вскоре появилось множество троп. Везде следы пребывания лошадей и коров. Две ходки по 40 минут и перед нами видно слияние рек Дунгуроме и Джууку.

Фото 31. Слияние рек Дунгуруме и Джууку.

Не спускаясь к стрелке, пошли по тропам вправо по ходу к Джууку. Снизу подошла заброшенная старая дорога. Еще по ней две ходки и встали на обед у одного из левых притоков – ручьев. Насобирали полусухой арчи и устроили палево. Сушились и варили обед. Вскоре снизу показалась группа буржуев на лошадях. Клиентов человек 15 и с ними два киргиза. Везут показать им сырты через перевал Джууку. После 2-ч часового обеда пошли по хорошей тропе вдоль левого берега Джууку. Заброшенная и заваленная оползнями дорога идет на 50-70 метров выше реки. Через 40 мин. ходку вышли к красивейшему озеру. После озера дорога выводит на заросшие моренные валы. С Иссык-Куля пришла гроза, отсидка 40 минут.

Фото 32. Нижнее озеро Джууку Фото 33. Отсидка после нижнего озера Джууку. Фото 34. Верхнее Озеро Джууку. Прямо – перевал Джууку (н.к).

Затем снова пошли по дороге. Через 40 минут она выводит к верхнему озеру Джууку. Пасутся коровы. Тропа огибает озеро справа, сверху падает высокий водопад. Снова начинает капать дождь.

Сделали ходку вдоль озера и на дороге у небольшого ручья поставили лагерь.

Весь вечер шел дождь вперемешку со снежной крупой.

28 июля ходовой день 7
Перевал Джууку (н.к, 3633 м) – Арабельские Сырты – перевал Охотников (1А, 4077 м п./п.) – река Чунтор
Ясно, +5°C Ясно, +10°C Ясно, +10°C
15 км +728 м 7 часов 00 мин.

Дежурные встали в 6 часов. В 6.20 – общий. С утра холодно. Все палатки покрыты инеем. Позавтракали, быстро побросали вещи и по тропе пошли на перевал Джууку.

Фото 35. Движение по сыртам, показан путь на перевал Охотников (1А).

Вышли в 7.45. Ходка по тропе-дороге и тропы расходятся. Новая тропа – дорога идет дальше вдоль ручья. Старая тропа начинает крутыми серпантинами лезть на перевал. Пошли по старой. Трава засыпана снегом. Крутизна склона 30-35 гр. Много больших камней. Две ходки по 40 минут, и мы вышли на новую тропу – засыпанную осыпями дорогу. По ней ходка 15 минут, и мы выходим на широкую седловину перевала Джууку. Тур – справа по ходу. С перевала на юг уходят ровные сырты по широкой долине ручья из озера Чоколыкель.

В туре записки не было. Пока отдыхали на перевале, с сыртов подъехал киргиз-охотник. Поговорили о сыртах. Он нам рассказал, что в долину Чунтора есть более короткий путь, чем огибать длинный отрог между озером Чоколыкель и рекой Чунтор. Есть перевал, куда они ходят охотиться на архаров. Посоветовал пройти его. Решили немного сократить путь, и как оказалось впоследствии не зря. Пошли по сыртам. Сначала идет старая дорога, через 500 метров она упирается в разрушенный мост через ручей. Перепрыгали по камням через ручей из озера Чоколыкель. Дальше дорога исчезает, появляется множество троп. Кругом сплошные сазы. Приходиться прижиматься к левому (по ходу) борту долины. Вся трава растет на вечной мерзлоте и сильно заболочено. С бортов долин стекает много ручьев.

Фото 36. Подъем по осыпи на перевал Охотников (1А). На заднем плане озеро Чоколыкель.

Две ходки по 40 минут, и мы встали на обед у начала подъема на перевал Охотников. Впереди хорошо видна лента громадного озера Чоколыкель. А нам по кулуару вверх-налево. Вышли в 14 часов. Сначала ходка по травянистому склону, крутизной 20-25?. Затем Кулуар сужается до 20-30 метров. Идет чередование крупных камней и средней осыпи. Крутизна до 40?. Через большие глыбы приходится перелазить или обходить.

Еще две ходки по кулуару и склон выполаживается. По мелкой осыпи мы выходим на широкое поле – седловину перевала. Тура нет. Ходка в 10 минут, и мы оказываемся над сыртами. Склон уходит вниз. Под нами Арабельские сырты. Великолепно видно Акшиийрак. Даже виден желтый дым над рудником Кумтор. Сложили тур, написали записку.

Фото 37. Тур на седловине пер. Охотников(1А). На заднем плане Акшийрак. Фото 38. Останцы на перевале Охотников. Фото 39. Вид на долину реки Чунтор со спуска с перевала Охотников. Вдали сырты с озерами и Акшийрак.

Решили назвать красивую обзорную точку – перевалом Охотников, за подсказку киргиза.

После отдыха продолжили движение по плато, с небольшим набором высоты влево за отрог. Появились великолепные обветренные останцы. Их много, напоминают какие-то скульптуры.

Вскоре вышли к широкому травянистому склону – спуску к реке Чунтор. Спуск начали влево–вниз по травянистому склону 15-20 градусов. Но вскоре пришлось спускаться почти прямо вниз. Путь преградили выходы скал, с обрывами по 10-15 метров. За 40 минут спустились до реки и пошли вверх по течению. Много сазов. Буквально везде в траве вода по 10-15 см. Пришлось выбирать путь по каменным выступам.

Еще один 30-ти минутный переход и на скальном выступе организуем ночлег. Палатки пришлось ставить на плоские большие камни. Сплошной залитый водой саз. До языка ледника Чунтор осталось около километра.

29 июля ходовой день 8
Река Чунтор – пер. Чунтор (2А, 4443 м, лд.-сн) – лед. Котуртор
Ясно, 0°C Ясно, +20°C Ясно, +15°C
8 км +626 м 7 часов 20 мин.

Чтобы побольше походить по твердому фирну, дежурные встали в 5 утра. В 5.30 общий подъем. Вышли в 7 часов. За 30 минут вышли на моренные валы языка Чунтор. Из-под ледника вырывается несколько мощных потоков. Пришлось их обходить по языку ледника, по камням лежащим на гладком льду.

Фото 40. Ледник Чунтор утром, при движении по моренным валам от места ночевки.

Еще ходка на левый язык ледника и по нему начали подъем вверх. По разработке там был намечено первопрохождение перевала на ледник Котуртор. Заявленная категория примерно была оценена на 2А. Правда, в крайнем случае, ушли бы обратно на сырты в обход на реку Котуртор. См. G6 (GOOGL) перевал 1. и G9 перевал 6. Еще две ходки и появился небольшой фирн.

Фото 41. Движение по леднику Чунтор. Позади виден спуск с перевала Охотников. (См. описание перевала).

Путь к перевалу идет по пологому леднику. Только в верхней части крутизна склона повышается до 20?. В верхней трети фирн стал мягче, связались.

Первая связка вышла на седловину в 12.15. Последние подошли через полчаса. На седловине нашли разрушенный тур с нечитаемой запиской. Поняли, что это Литва и 4 горная, 1988 год и оценено 2Б. Просмотрели спуск – классическая 2А.

Пока разведка бегала и просматривала путь спуска, дежурные начали варить обед. В это время провесили сначала одну веревку влево – вниз на каменную полку. С нее бросили дюльфер вниз. Сверху не видно, хватило ли веревки до бергшрунда. Крепление за петли на больших каменных выступах.

После обеда начали спуск. Первый косой дюльфер 20 метров к скальному выступу, у него перестежка на дюльфер вниз на 40 метров. Крутизна до 60?. Внизу бергшрунд и глубокий снег.

Фото 42. Движение по леднику Чунтор. Виден пологий подъем на седловину перевала. Фото 43. Вид с перевала Чунтор на юг, вдали Акшиийрак. Фото 44. На седловине перевала Чунтор (2А). Вид на спуск закрывает карниз на ледник Котуртор.
Фото 45. Вид с перевала Чунтор на ледник Котуртор. Нарисован путь разведки перевала Котуртор (2А). Фото 46. Перестежка у каменной полки на спуске с перевала Чунтор (2А). Фото 47. Две веревки на спуск с перевала Чунтор (2А). Хорошо виден полузасыпанный бергшрунд.
Фото 48. Первая связка продолжает движение по леднику Котуртор. Спускается третья связка. Фото 49. По глубокому снегу вышли к ледниковому ручью. Теперь можно развязаться. Фото 50. Лагерь на морене ледника Котуртор.

Сначала спустилась первая связка. Затем начала спуск вторая. В каждой связке были участники с опытом 3А. Поэтому за правильное исполнение приемов можно было не волноваться. Пока спускались вторая и третья связка, первая вышла на середину ледника и налегке сходила на просмотр запасного варианта спуска с ледника Котуртор на Джууку, так на всякий случай. Просмотр показал, перевал есть и примерно 2А-2Б, справа склон крутой и сверху скалы, а слева просматривалось плохо, система мощных трещин и сераков.

Затем начали движение вниз по леднику. Солнце уже прогрело снег и каждый начал проваливаться по своему весу, от 30 до 50 см. причем глубина снега была не менее метра. Движение в связках превратилось в сущую пытку. Все-таки решили дойти до морены на слиянии ветвей ледника. Она была хорошо видна примерно в километре от нас. Так вот этот километр шли больше двух часов. Бросили рюкзаки на полиэтилен и накидки, некоторое время это помогала, но жара свыше 20 градусов и мощная инсоляция свое дело сделали.

Наконец вышли к ледниковому ручью, глубина снега до 30 см. Но это уже не фирн и не снег, а водяная каша. Буквально черпаешь воду. Вдоль ручья пошли вниз – влево. Через 300 метров начался открытый ледник. Еще 15 минут и вышли к морене, разделяющей правую и левую ветви ледника Котуртор. Бивуак. Сушим обувь. Мостим из камней площадки.

30 июля ходовой день 9
Разведка перевалов Котуртор-Иттиш I, II, III (2А, 4695 м, лд.-сн. п/п) – лед. Котуртор
Ясно, 0°C Ясно, +20°C Ясно, +15°C
7 км +528 м 5 часов 00 мин.

Дежурные встали в 5 утра. Выход в 7.00 часов. Обошли по леднику морену и начали подъем по открытому леднику. Это левый язык ледника Котуртор. Наш план на сегодня найти перевал на ледник Ит-тиш к перевалу Ит-тиш(1А) для выхода с маршрута на реку Джууку. По разработке это перевал 3 схемы G9 и перевал 5 по схеме G6. По всем проработкам перевал был, но узел был снят не очень четко, и категория примерно определялась как 2А-2Б. Один из запасных вариантов был 35 километровый обход по сыртам на перевал Иттиш.

Фото 51. 1- пер. Чунтор (2А), 2- место ночевки. Снято при подъеме к перевалам Котуртор – Иттиш. Фото 52. Вид с левой ветви ледника Котуртор на седловины перевалов Котуртор –Иттиш 1, 2, 3. Показан путь разведки. Фото 53. Подъем по перилам на перевал Котуртор – Иттиш. Последняя веревка перед выходом на седловину перевала.

Впереди видно три седловины. Две ходки по 40 минут от лагеря, и мы просматриваем три седловины. Самая правая (по ходу) выглядит ниже всех. Подъемы примерно равноценные, все по 2А.

Надели кошки, страховочные системы, приготовили веревки.

Начинаем подъем на перевал под номером один. Снежно-фирновый склон, крутизна сначала 35-40 градусов. Затем становится круче. Фирн жесткий, поэтому начали вешать веревки. Первые две закрепили на ледорубы. Дальше склон круче, до 45-50 градусов. Глубина фирна 20-30 см, начали крутить ледобуры. Повесили еще две веревки по 50 метров.

Вышли на седловину перевала, и тут нас ждал неприятный сюрприз. Спуск к леднику Иттиш представлял из себя отвес. Вниз уходил очень крутой кулуар и через метров 70 заворачивал за скалу. Крутизна скально-ледового склона была градусов 70. По прикидкам не менее 10 веревок дюльфера. Отлично был виден ледник Иттиш и перевал Иттиш. Близок локоть, да не укусишь. Сложность спуска не менее 3А.

Сделали разведку по скалам влево от перевала, та же картина.

Фото 54. Вид с перевала Котуртор –Иттиш 1 на ледник и перевал Иттиш (1А). Фото 55. Группа на седловине перевала Котуртор –Иттиш I . Снято при разведке путей спуска. Фото 56. На седловине перевала Котуртор – Иттиш III. С гребня вершины Иттиш свешивается ледник.

Ничего не поделаешь. Решили не делать из «тройки» «пятерку» и начали спуск обратно. Спустились к выходам скал справа. Дежурные начали готовить обед. Выслали разведку из двух «бойцов» на просмотр спусков с других седловин. С попеременной страховкой «двойка» поднялась на широкую седловину перевала Котуртор – Иттиш III. Та же картина и еще хуже. С гребня вершины Иттиш свешивается мощный ледник. Следы ледовых обвалов полностью перекрывают нижнюю часть спуска.

С седловины перевала траверснули на седловину перевала Котуртор – Иттиш II. Жуткий, камнеопасный колодец. Мдя, удача в этот день была на стороне гор.

Разведка заняла 1.5 часа. Решили спускаться обратно к площадкам на морене и считать варианты выхода. Контрольный срок уже поджимает. Спуск занял час. Вечером просчитывали два варианта – выход по сыртам до перевала Иттиш (н.к) около 30 км или первопрохождение перевала Котуртор.

31 июля ходовой день 10
Лед. Котуртор – пер. Котуртор (2А, 4287 м, сн.-лд, п/п) – р. Джууку
Облачно +5°C Ясно, +5°C Ясно, +15°C
10 км +120 м 5 часов 20 мин.

Утром дежурные встали в 5 утра, приготовили ужин и сообщили о погоде. На улице снег, туман. Видимость метров 30. Сильный ветер. Поели и завалились снова дрыхнуть. Периодически выглядываем, погода отвратная. К 8 часам снег стих, появились просветы. Решили выходить. Вышли в 9.15 вверх по правой ветви ледника Котуртор. Глубина снега до 20 см., ледник без трещин. Одна ходка 20 минут. Затем надели страховочные системы, связки. Пошли правее перевала, к скальному гребню. Появилось солнце, погода улучшается на глазах. Помня о «печальной» тропежке постарались дойти до боковых осыпей. Шли около 30 мин. Затем вдоль скал по широкому рантклюфту на запада в направлении перевала Котуртор. Еще 20 минут тропежки до 30 см. и вышли на широкую снежную седловину перевала. Плавный перегиб ледника в долину притока Джууку, до скал далеко, тур поставить негде. Дальше начинается система мощных трещин, и склон круто уходит вниз.

Фото 57. Начало спуск с пер. Котуртор (2А) в правый приток реки Джууку. Вдали – Иссык –Куль. На горизонте Кунгей Алатоо. Снято 29 июля, во время разведки.

Сначала подошли с попеременной страховкой одну веревку вправо–вниз. Прямо под нами система бергшрундов. Сверху, наискосок, оставили веревку для подхода к дюльферу, верхнее крепление на ледорубе. Закрутили два ледобура, и первый пошел вниз, расправляя веревку. Небольшой обрыв к мощному «бергу». Крутизна склона до 60?. Через 10 метров склон начинает выполаживаться до 45-50?. Справа ледовый склон, расчерченный черными кулуарами - следы камней с вышележащих скал. Слева – мощные ледовый обрывы. Посередине, прижимаясь к серакам, проходится вполне сносно. Второй дюльфер прямо вниз, крепление за ледоруб, вбитый в глубокий снег. Конец первой веревки, на всякий случай, вщелкнули во вторую. Вытоптали площадку для перестежки. Снег на склоне выглядит не очень хорошо, много снежных «улиток», видны следы небольших лавинок. Солнце уже «парит» по полной программе.

Третий дюльфер начинается за ледовым выступом. Крепление на ледобуре. Здесь над небольшим бергшрундом вытоптали – вырубили приемник для группы. Нас все-таки 10 человек и где-то надо собираться. Четыре веревки хватает только-только.

Вскоре принесли первую веревку, значит, вся группа висит на перилах. У нас самовыкручивающийся ледобур и это сильно упрощает спуск. Иначе последнему пришлось бы прыгать через бергшрунд или изобретать «вертолет».

Еще две веревки вниз и склон выполаживается до градусов 30. Глубина снега 20-30 см. Дальше пошли в связках, забирая влево – по ходу. Все-таки снег на склоне выглядит плоховато. К 12.30 первая связка вышла на гладкий ровный лед. Сняли страх. системы, кошки. Разбросали на больших камнях сырые веревки. Дежурные готовят обед. Наконец собрались все. Пообедали.

Фото 58. Спуск по второй веревке через бергшрунд. Крепление третьей в глубоком снегу. Фото 59. Группа на фоне перевала Котуртор (2А). Фото 60. Вид на осыпи-морены безымянного ледника при спуске к реке Джууку.

После обеда в 14.30 начали спуск по безымянному леднику вниз к реке Джууку. Прошли по леднику 30 минут, и он закончился, вниз уходил хаос морен.

Морены очень неустойчивые, много живых камней. Ходим между валами, разыскивая более удобный спуск. Вверх- вниз, вправо- влево. До травы спускались более трех часов, вымотались все. По широкой долине стали забирать к правому борту. Еще ходка и вышли на крутой склон, заросший елями, с густым подлеском. Вдоль правого борта долины бежит ручей. Вдоль него по крутому лесистому склону идет подобие тропы. В лесу много рыжиков. Идем, собираем грибы. Спустились уже в сумерках. На берегу Джууку поставили палатки. Варим на дровах борщ с рыжиками. Часть даже подсолили на закуску.

1 августа ходовой день 11
Река Джууку – до устья реки Джукучак
Облачно +10°C Облачно +15°C Дождь, +5°C
18 км   5 часов 00 мин.

Вышли в 8.15 вниз, по правобережной тропе реки Джууку. Кругом пасется скот, троп много. Через 30 минут вышли к расширению долины. Река разбивается на много русел, по левому берегу идет дорога. Перебрели через поток, 4 русла, ширина до 20 метров, глубина до 30 см. Дорога идет по левому борту долины, перед ней обширный саз. Пошли по дороге. Кругом пасется скот. Идем ходками по 35-40 минут. Дорога, кругом красивые виды на горы в облаках.

Фото 61. Вид на долину реки Джууку. Справа видна долина к перевалу Иттиш.

Подошли к впадению реки Ашукашка-суу. У устья мост на правый берег. Дорога уходит по ущелью притока к стойбищу киргизов. Также по левому берегу есть дорога до летовки. А основная дорога идет по правому берегу.

Фото 62. Отдых на дороге. Справа видно ущелье Ашукашкасуу.

В 13 часов устроили обед у одного из правых притоков. Дрова, грибы. И снова вниз. После 14 часов пришла гроза и плавно перетекла в дождь. Стоит туман, видимость около 20 метров. В 15 часов зашли в летовку киргизов, попили айрана. Дальше идем под проливным дождем. К 18 часам дошли до впадения справа реки Джукучак. Вдоль обеих рек стоят красивые красные скалы из песчаника. Холодно, дует очень сильный ветер. Вдоль правого берега Джукучака идет хорошая дорога на горячие источники Джукучак, до них 7 км. Подошел киргиз, у него неподалеку дом, а у развилки стоит шатер. Он готовит и продает шашлыки для проезжающих на курорт. От развилки уехать в Каракол сложно. Микроавтобусы полностью забиваются на курорте и только тогда едут вниз. Предложил нам приготовить шашлыки. Под сильнейшим ветром и дождем ухитрился развести мангал. Пока мы ставили палатки, первая порция была готова. Короче, мы у него съели почти барашка. Мясо на этом кончилось, еще пили айран.

2 августа ходовой день 12
Устья реки Джукучак – горячие источники «Джукучак»
Ясно +10°C Яснл +15°C Ясно, +15°C
7 км +100 м 1 час 40 мин.

Утром дежурные встали в 5 часов, все решили добежать до источников, искупаться и «захватить» микроавтобус. Вышли в 6.45. Киргиз сказал, что источники работают с 8 часов, но днем там большая очередь, многие приезжают на личных автомашинах.

Фото 63. Скалы на Джууку у устья реки Джукучак утром.

В предвкушении источников все рванули вверх по дороге и добежали за 1час 40 минут. Красивое ущелье, заросшее лесом. Почти сплошной каньон. Курорт «Джукучак» - каменное здание в виде юрты. Одновременно пускают 8-10 человек. Стоит 50 сомов. Раздевалка, комната отдыха, бассейн облицован плиткой. Температура воды градусов 40. Рядом еще есть летнее здание с ваннами. Хозяева рекомендуют набирать минеральную воду с собой.

Фото 64. Курорт Джукучак.

Хотели устроить пир горой. Но оказалось, что завтра приезжает спикер Киргизского парламента. Кафешка и все остальное не работает. Все режут и маринуют баранов. Быстренько оккупировали микроавтобус и уехали в Каракол. Ехали около 2 часов, дорога сильно разбита.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Паспорт перевала Котуртор (2А, 4287 м п/п, снежно-ледовый)

Район Хребет Название Высота, м Категория трудности
лето зима межсезонье
Центральный Тянь-Шань Терскей -Алатоо Котуртор 4287

1. Местонахождение в хребте. Перевал находиться в районе ледника Котуртор. Между вершинами 4644 м и 4507 м.

2. Что соединяет и связывает долину ледника Котуртор и долину безымянного ледника в правобережье реки Джууку.

3. Перевал логичен для туристских групп, и предназначен для прохождения в походах III и выше категорий сложности. Хорошая обзорная точка. Наиболее простой путь с ледника Котуртор на реку Джууку.

4. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает. Перевал назван «31» июля 2007. группой пермских туристов (руководитель группы и автор идеи – Н. П.Деменев) по наименованию ледника Котуртор.

5. Сведения о первопрохождении вершины (с разных сторон). На перевале следов сооруженного когда-либо тура обнаружено не было. Отсюда следует, что туристы, вероятнее всего, ранее здесь не бывали. Наша группа не смогла соорудить тур из камней на снежной седловине перевала. Сведения о прохождении данного перевала ранее отсутствуют.

6. Печатный или рукописный источник информации. Деменев Н. П. Отчет о горном спортивном туристском походе 3 к.с. по Центральному Тянь-Шаню. Пермь, ФСТ, 2007; спортивно-туристский клуб «Меридиан».

7. Количественные характеристики.
Общее время прохождения, час. Время, час Время движения со страховкой Количество пунктов страховки (ориентировочно) Частота восхождения (ориентировочная) Преимущественное направление прохождения
спуска подъема попеременной одновременной
3ч 00 мин. 2ч 00 мин 1 час 1 час 1 час 3 редко с юга на север

8. Условия, при которых изменяется категория трудности. При сильном снегопаде северный склон лавиноопасен.

9. Описание прохождения. Пункты 8, 9, 10, 11, 12 сведены в одну таблицу.
10 8, 9 11 12
Участок пути Время прохождения, мин. Протяженность, км. Крутизна, град. Набор высоты, м Описание прохождения Требования к организации движения и страховке Возможные опасности Меры безопасности
Подъем на седловину 60 1.5 до 25 120 Подъем по открытому и закрытому ледникам Самостраховка, движение в связках Падение в трещину Каски, движение в связках
Спуск 120 0.5 до 60 -300 Спуск по снежному склону до 60 градусов, бергшрунды. Движение по закрытому леднику. Самостраховка, спуск дюльфером, самовыкучиваюийся ледобур. Срыв на крутом снежном склоне, падение в трещину Каски, 3 дюльфера, движение в связках.

13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу. Групповое специальное снаряжение требуется (Веревки 3*50м*10 мм, 1 ледобур, кошки, ледорубы, каски, страховочные системы, жумары, спусковые устройства, оставляемая петля на скалах).

14. Возможные и рекомендуемые места ночлега. Ночлеги возможны на седловине перевала , на ледниках.

15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях. Подобной информации нет.

16. Фамилия, имя, отчество автора описания. Автор описания Деменев Н. П.

17. На фото разведка седловины перевала Котуртор (2А) 29.07.2007 и путь подхода к седловине перевала 31.07.2007. Снято с седловины перевала Чунтор (2А).

18. Вид на спуск с перевала Котуртор (2А) c безымянного ледника в правобережье реки Джууку.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Препятствия, определяющие категорию сложности маршрута

Вид препятствия Название Категория трудности Характеристика препятствия
подъем спуск
Перевал Джууку Западный он-же Дунгуроме (радиально с 2-х сторон) н.к., 3797 м. тропа, осыпь тропа, осыпь
Перевал Кама (радиально) 2А, 4292 м п/п снег, лед снег, лед
Вершина Кама (первовосхождение) 2А, 4527 м п/в снег, скалы, лед лед, скалы, снег
Перевал Останцовый 1Б, 4078 м п/п осыпь осыпь, лед
Перевал Джууку н.к., 3633 м осыпь, тропа тропа
Перевал Охотников 1А, 4077 м п/п осыпь осыпь
Перевал Чунтор 2А, 4443 м п/п снег, лед снег, лед
Перевалы Котуртор –Иттиш I, II, III (разведка) 2А, 4695 м п/п снег, лед снег, лед
Перевал Котуртор 2А, 4287 м п/п снег, лед снег, лед

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

При заходе много сил отнимают сазы (заливные луга) вдоль рек. Часто ручьи, бегущие с гор заливают тропу и образуют заболоченные участки, приходится подниматься и обходить их по склонам гор. Переправы вброд мы стремились избежать, внизу почти везде есть мосты или поваленные бревна, к ним ведут натоптанные тропы. Одну переправу через Дунгуроме Западная нам пришлось осуществить после разведки и рано утром.

Практически все скальные участки на перевалах камнеопасны. Сильно простреливается южный склон перевала Останцовый (1Б). При спуске с перевала Чунтор (2А) камнеопасный участок (20 м), хотя в основном камни сдергиваются веревками или неосторожными участниками. Поэтому движение на спуск и на подъем мы старались осуществлять строго по вертикали. На осыпях двигались плотной группой.

При движении по ледникам мы двигались в связках и практиковали выход ночью, так как после 11 часов при хорошей погоде мосты начинали проваливаться. На ледниках Чунтор и Котуртор был очень глубокий снег и после 11-12 часов мы начинали проваливаться по пояс, ходовой день заканчивался, становились на бивуак. В трещину провалился один раз руководитель на леднике Котуртор, но был благополучно пойман. Существует лавинная опасность на спуске с перевалов Чунтор и Котуртор. Может «слететь» сырая лавина. После 12 часов также становится опасном западный склон перевалов Котуртор – Иттиш I, II, III. Ставить лагерь лагерь вблизи перевалов, под склонами ни в коем случае нельзя. Грозы – частое явление на Терскее, их приближение хорошо видно, они идут с Иссык-Куля. При подъеме по реке Дунгуроме Западная мы увидели приближение мощной грозы и отказались от дальнейшего движения. Причем грозы идут одна за другой с перерывом в полчаса.

Почти все местное население относится очень дружественно к туристам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Таблица высот и координат горного маршрута 3 к. сл. по Киргизии

  Место, высота по карте N E Высота по GPS
218 Каракол, база «Туркестан Трэвэл» 42°29.736´ 78°23.925´ 1743
219 Впадение реки Зап. Дунгуруме в реку Барскаун 41°56.164´ 77°39.361´ 2748
220 Место ночевки на р.Зап. Дунгуроме 41°56.288´ 77°39.992´ 2960
225 Перевал Джууку Зап. (Дунгуроме) н.к, 3500 м 41°57.737´ 77°43.348´ 3781
226 Базовый лагерь на р. Западная Дунгуроме 41°56.781´ 77°43.889´ 3823
227 Перевал Кама (1Б* - 2А, п/п) 41°55.922´ 77°44.533´ 4294
229 Вершина Кама (2А, 4527 м, п/п) 41°55.896´ 77°44.919´ 4545
230 Перевал Останцовый (1Б, п/п) 41°57.123´ 77°44.219´ 4078
232 Озеро под пер.Джууку (н.к). Место ночевки 41°57.544´ 77°50.511´ 3349
233 Перевал Джууку (н.к.) 41°56.521´ 77°50.440´ 3664
234 Перевал Охотников (1А, п/п) 41°55.798´ 77°52.702´ 4077
235 Ночевка на реке Чонтур 41°56.431´ 77°53.697´ 3817
236 Перевал Чонтур (2А, п/п) 41°59.356´ 77°53.962´ 4443
237 Лагерь на леднике Котуртор 41°59.517´ 77°55.566´ 4167
238 Разведка перевала Котуртор-Иттиш I (2А, п/п) 41°59.981´ 77°56.349´ 4464
239 Разведка перевала Котуртор-Иттиш II 42°00.158´ 77°56.465´ 4588
241 Разведка перевала Котуртор-Иттиш III 42°00.410´ 77°56.270´ 4695
242 Перевал Котуртор (2А, п/п) 42°00.108´ 77°54.395´ 4287
243 Ночевка на реке Джууку, после пер. Котуртор 42°02.836´ 77°54.171´ 2691
244 Впадение ручья Ит-Тиш в р. Джууку 42°04.207´ 77°56.175´ 2621
244 Горячие источники Джукучак 42°12.880´ 77°57.973´ 1992
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: December 01 2021 15:16:49
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна