Еще зимой Пермский географический клуб пригласил нас в экспедицию на Северный Екатерининский канал. Цель экспедиции – обследование состояния канала и возможности добраться до него, подать заявку на присвоение ему статуса исторического памятника.
Экспедиция планировалась с большим размахом, но в ходе подготовки выяснилось, что потенциальные спонсоры не рвутся посетить канал и профинансировать данное мероприятие. Несмотря на все трудности, экспедиция всё же состоялась, хотя от первоначально заявленных планов осталось не много. В неё приняли участие семь человек, в том числе двое из турклуба «Зодиак».
Мы выехали на двух машинах (УАЗик и ОКА) впятером днём 1 июня. К вечеру добрались до Рябинино, где и заночевали. Утром к нам присоединилась съёмочная группа Т7, мы пересели на бортовой КАМАЗ, предоставленный местным лесхозом и выехали на р. Южная Кельтма. Там в 23 км от устья находится база лесхоза, до которой мы добирались около 4 часов. На базе нас уже ждал катер.
Залив в баки катера 500 л солярки и пообедав, в 14 часов уходим вверх по Южной Кельтме. На 1,5 часа задержались в Ольховке (59 км от устья), вовремя забыли купить хлеба и овощей. Нас выручил капитан катера у которого в Ольховке дом. Здесь к нам присоединился еще один молодой человек, в последствии профессионально разбиравший завалы и помогавший ремонтировать катер. К 23 часам остановились на ночевку, не дойдя 2 часов до Джурича. По пути разгребли два завала.
Вечером похолодало и пошел дождь, а утром вся поляна оказалась покрытой снегом и временами бушевала настоящая метель. К 10 часам вышли дальше. На Кельтме больше завалов не было. Около 12 часов свернули на Джурич. Здесь завалы шли в среднем один на километр пути. Их разгребать времени уже не было. Благо наш катер оснащён водомётом, и мы просто проскакивали поверх брёвен.
Несколько раз нам этот фокус не удавался, тогда завалы приходилось распиливать и растаскивать. Один раз в водовод залетела толстая палка, и мы почти три часа её вытаскивали, заодно и пообедали. Около 22 часов добрались до канала и поставили лагерь на поляне западного берега канала.
Вход в канал – Южные ворота, практически зарос, только под водой местами проглядывает старая кирпичная кладка. На поляне тоже сыро, а лесу начинается болото. Самого леса тоже только узенькая полоска вдоль реки и канала. Весь день периодами моросил холодный дождь, а к вечеру стало прояснять – жди заморозка.
Ночь и утро 4 июня выдались холодными, снег на палатке уже не таял, благо его было не много. После завтрака появилось солнце и слегка потеплело. Прошлись на пару километров на север вдоль канала, пофотографировали и вернулись в лагерь. После обеда двинули в обратный путь.
В завалах сидели уже меньше, но один раз так засадили катер, что пришлось стаскивать лебёдкой. Руководитель экспедиции был настроен, не останавливаясь на ночевку, идти прямиком до Ольховки - мы были бы там около 4 часов ночи. Но по настоятельной просьбе коллектива все-таки смягчился, и в третьем часу мы зачалились у лесной избушки, где благополучно отдохнули до 8 часов утра.
На следующий день, 5 июня к 11 были в Ольховке, где снова тормознулись почти на 2 часа, и только к 15 часам прирулили на 23 км. Там нас ждал тот же бортовой КамАз. Зарегрузились, наскоро перекусили и поехали в Рябинино. В 19 часов снова перегрузились на наш УАЗик и к 23 часам были в Перми.
Таким образом наша мечта побывать на канале осуществилась. Жаль, что другие желающие туда попасть не смогли.